Кофе, бег и физкультура в целом.

Вам нравится кофе? Лично я люблю кофе. Я пью много кофе ...и даже научился довольно таки неплохо варить его в джезве, в обычных домашних условиях на старой газовой плите :) Но, собственно, сегодня речь пойдёт не об этом. Сегодня я расскажу вам о влиянии сего божественного напитка на организм во время физических нагрузок и в частности бега.

Бег! Должен сказать, что это одно из лучших физических упражнений поддерживающих здоровье и хорошую физическую форму, которое придумано самой природой! Раньше я не придавал этому особого значения, но длительные посиделки перед монитором, в связи с моей профессиональной занятостью, заставили задуматься над более динамичными упражнениями нежели обычная силовая тренировка. В частности, при малоподвижном образе жизни, организму очень не хватает нормальной вентилляции лёгких. Проще говоря, полезно хотя бы время от времени прогнать сердечно-сосудистую и дыхательную систему на максимальных оборотах. Для себя я нашёл два хороших варианта - это бег и велосипед. Но на нормальный велосипед я как-то всё не соберусь... а вот бег организовать значительно проще. Поэтому я купил себе афигительные кроссовки, штанишки, футболочку... и побежал! Два раза в неделю! По 2,5-3,5 км (в зависимости от настроения, я могу слегка изменять дистанцию, но обычно она близка к 3 километрам). Кстати, если вы не собираетесь бегать марафоны или участвовать в Олимпийских играх, то для поддержания хорошей физической формы два раза в неделю по 3 км - самое оно, - организм получает достаточную нагрузку и в то же время успевает отдыхать между тренировками! А если 3 километра вам покажется мало, то для начала я бы порекомендовал вам не увеличивать дистанцию, а увеличить скорость бега. Это, кстати, очень важный момент!

Итак, начну рассказ по порядку. Обычно тренировки я привык переносить на вечернее время ...даже не то, чтобы привык, просто вечером я к этому больше предрасположен. Поэтому первые несколько пробежек были вечерними, что планировалось и далее. Но, так сложились обстоятельства, что у моего соседа была давняя мечта - тоже заняться бегом! (он классический бодибилдер и хотел, так сказать, немного сбросить жирок) Хотя самостоятельно бегать почему-то не решался. ...Ну не знаю, может чего-то стесняется человек, мало ли. Вобщем, напросился бегать вместе со мной, за компанию. Человек он порядочный и воспитанный, каждый день на 8 часов на работу - не то что я, - поэтому договорились встретиться во дворе в 5 утра... А 5 утра - это вам не так себе. Причём подняться ведь надо заранее, чтобы встретиться в оговоренное время. ...Еле встал! Так рано мне даже на рыбалку всегда было сложно просыпаться ))) ...соню из под тёплого одеяла мало что может выманить на улицу в такое время, но что поделать - договорились! В 5 я был во дворе. Сосед, естественно, проспал... Вобщем, потусовавшись возле подъезда минут десять, решил, что побегу сам ...ну ведь иначе нельзя, как-то не спортивно получится - встал, сделал разминку, вышел на улицу ...и опять что-ли вернуться домой и лечь спать? Не-е-е... Вперёд!!! ...Первые пол-километра пробежал довольно легко. Но чем дальше, тем сложнее. Вот это да, как не просто!... Резко появилась задышка и ноги стали как ватные! Такое впечатление, что очень стараешься бежать быстрее, но при этом двигаешься очень медленно. ...Время от времени чувствовал себя идиотом, накатывала агрессия и очень хотелось вернуться домой или хотя бы значительно урезать дистанцию :) Но начатое дело нужно было закончить ...ещё, к тому же, изредка появлявшиеся прохожие-трудяги, собирающиеся на остановках, провоцировали бежать типа красиво и спортивно! а не тащиться, как двоюшник на уроке физкультуры. ...Вобщем не сдавался, добежал, сдал свой норматив! Ура! ...Больше утром - никада и низачто!!!...

Вот так вот! ) ...Но у нас ведь история о кофе - значит продолжим. На этом мой "физкульт-привет" только начинался. После этой истории я начал экспериментировать с бегом на протяжении всего дня. Ведь это была не первая пробежка в моей жизни и непонятно, почему самочувствие, и соответственно возможности, так значительно меняются. Выяснил, что вечером тренироваться обычно стабильно хорошо. Утром - фигово. Днём - по разному бывало. ...Вот оно! - по разному бывало! А почему? Начал разбираться. Дело в том, что утром я пью кофе практически всегда и до начала любой деятельности. Днём - когда как. Но чаще после обеда, а сразу после обеда никакой дурак бегать не будет, следовательно кофеин никак не влияет на более поздние пробежки. Кроме того, день довольно длинный по продолжительности, следовательно все чашки выпитого более-менее равномерно распределяются во времени. Вечер - вечер, это у меня особое время, на него никакие ограничения не распространяются. Но, кстати, что касается бега, я всё же решил, что лучше этим делом заниматься или утром (не очень рано) или днём, когда поймаю момент вдохновения. Так как наши, даже малонаселённые, города сложно назвать экологически чистыми, а к вечеру их экологичность уменьшается в разы, ...и насыщать организм выхлопными газами - не самое хорошее занятие.
Так поразмыслив над результатами своих экспериментов, я заподозрил подвох в выпитой чашке кофе непосредственно перед тренировкой. Начал проверять это дело. И действительно оказалось, что если даже за пол-часа до бега выпить чашку кофе - бежать намного сложнее. Сердце работает хорошо, но вот как-то резко чувствуется недостаток кислорода, при объективно нормальной работе лёгких, следовательно увеличивая скорость начинаешь задыхаться. Особенно сложно даются дальние дистанции. Если, к примеру, первые пол-километра пробегаю довольно легко и бодренько, то дальше накатывает агрессия, какая-то суетливость и хочется попросту забросить это дело, пожалеть себя и вернуться домой. Короче, все слабости как на ладони.
Из этого получается практический вывод - кофе нежелательно употреблять менее чем за час до бега и других аэробных тренировок. Должен заметить, что это касается только высокоэнергичных занятий, требующих работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы на максимальных нагрузках и в течении продолжительного времени (под продолжительным временем я, в данном случае, подразумеваю время более 2-3 минут!). Если же вы решили сделать просто разминку со средней нагрузкой (не чувствуя сильной усталости и напряжения), то пейте кофе хоть во время самих занятий.

А вот время суток для пробежки, как я выяснил, не имеет значения! Тоесть организм работает одинаково хорошо, бегаете ли вы в 4 утра, в полдень или на закате. Главное - это во-первых поймать вдохновение, если пробежка не запланирована, но чувствуете, что не помешало бы; а во-вторых, если вы решите бегать рано утром, от пробуждения до начала бега должно пройти не менее 30 минут! ...Пока встали, раскачались, побродили по дому, вспомнили зачем встали так рано, сделали разминку (кстати, это обязательно!!! особенно хорошо нужно разогреть ноги, иначе можно запросто повредить колени и связки во время бега), вот вам и 30 минут прошло - сон развеялся, двигатель прогрелся и вы полностью готовы к новым подвигам!

В то же время, я заметил, что кофе оказывает полезное стимулирующее действие при анаэробных тренировках!
(Краткая справка из Википедии, что такое аэробные и анаэробные упражнения: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аэробная_тренировка)
На счёт всех видов упражнений расписываться не стану, так как область моих исследований - бег и физические силовые тренировки.
Кофе хорош всегда и в любое время суток. Но если вы решите получить удовольствие от здоровой пробежки по парку, то лучше оставить чашку кофе на потом...

Теперь вернёмся к нашей теме.
Кофе - хорошо или плохо? Однозначно хорошо! ...но с умом и в меру! Не забывайте, что кофе - это своего рода катализатор. Он выжимает из вас энергию, как сок из лимона. И если вам нужна вспышка энергии, то важно правильно выбрать момент, так как если прохлопаете и основная нагрузка припадёт вне действия кофеина, то, собственно, этим выжатым лимончиком и будете себя чувствовать как раз во время занятий, что совсем никому не надо.
Бег - для здоровья очень полезен! Но не забывайте перед каждой пробежой делать разминку.
Кофе и бег - всё зависит от стиля. Я бы не рекомендовал пить кофе, если в ваших планах преодолеть хотя бы один километр. Если же ваша цель стометровка - можете хоть две чашки дёрнуть, - не повредит.
Физкультура и кофе - чашечка кофе с сахаром за 15 минут до силовой тренировки может очень благотворно сказаться на самом процессе. Так же, кофе хорошо восстанавливает тонус организма после большой физической нагрузки.

Заметьте, я говорю не о спорте, не о бидибилдинге, а о физкультуре. Разница огромна! Физкультура - это путь постижения своего тела, своего уникального(!) организма, путь постижения личных возможностей и их развитие с учётом своих личных физиологических особенностей! Это очень важно. Если вы тренируетесь, чтобы выполнить какой-то норматив и действуете в рамках каких-либо правил - это спорт! Если же вы тренируетесь, чтобы превысить свой личный предыдущий рекорд, чтобы всесторонне раскрыть свои физические возможности - это физкультура!
Единственный человек, с которым есть смысл соревноваться, и самый сильный противник, которого вы можете победить - это вы сами!

...Я планировал написать эту статью ещё прошлым летом, но всё как-то нехватало времени правильно сформировать мысли, поэтому публикую свои размышления спустя пол-года ) ...Но вот скоро уже полностью сойдёт снег, подсохнут дорожки и отроется новый сезон!, вместе с новыми экспериментами, исследованиями и, соответственно, рассказами ) Также, возможно в этом году всё-таки куплю велосипед ...в крайнем случае может отремонтирую свой старенький шоссейник.



В заключение небольшой рассказ о вреде кофе и чая :)

Шведский король Густав III, однажды решил лично проверить, что является более вредным для человека — чай или кофе. Двум братьям-близнецам, осужденным на смертную казнь, наказание было заменено на пожизненное заключение. Первому три раза в день давали большую чашку чая, второму — кофе. Два профессора - светила медицины, - тщательно наблюдали за их состоянием, чтобы точно сказать, в какой момент кто из них заболеет и умрет. Ждать пришлось долго - сначала умер один профессор, потом другой, короля убили, а осужденные все пили чай и кофе. Первым умер тот, кто пил чай, в возрасте 83 лет :)

Comments

Anonymous said…
спасибо за статью, хорошо подведенная черта тому, что волнует многих it'вцев.
Monaco Felice said…
Не совсем понял Ваш комментарий, но всё равно, мне приятно знать, что статья понравилась :)
Привет! Да, мне тоже было интересно почитать :) Кстати, постараюсь объяснить первый комментарий анонимного. :)
IT-вец...
Это человек , который работает в IT сфере. (компьютеры, железки, все дела, как правило-- программисты, админы, дизайнеры и другие). Часто любят пить МНОГО кофе, поэтому, скорее и был вызван интерес к вашей статье и полезности этого напитка.